Девятиклассники успешно справились с собеседованием по русскому языку

Девятиклассники успешно справились с собеседованием по русскому языку 17.04.2018 08:51

Итоговое собеседование по русскому языку для учащихся 9 классов вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. 13 и 16 апреля во всех регионах России прошла апробация данной процедуры, предшествующая ее введению в штатный режим. Участие в апробации приняли около 80% школ и порядка 800 тысяч учащихся. Калининградские школьники также поучаствовали в собеседовании.

Собеседование оценивается по системе «зачет»/«незачет».Участники апробации должны были выполнить четыре задания: прочитать текст, пересказать его, включив в свой рассказ приведенную цитату, высказаться по одной из предложенных тем, например, рассказать о любимом времени года, порассуждать, стоит ли иметь много друзей или нужно ли всегда следовать моде. Последнее задание - диалог с экзаменатором-собеседником. Другой экзаменатор, присутствующий в аудитории, оценивал выполнение заданий непосредственно в процессе ответа.

Как рассказала ученица 9 класса гимназии №40 им. Ю. А. Гагарина г. Калининграда Ксения Лазарева школьников предупредили, что в этом году только апробация, но волнение всё же присутствовало: «При чтении мне достался текст о космосе, из которого я узнала что-то новое для себя. Хорошо, что было поле для заметок, потому что есть возможность набросать какие-то слова, которые помогают тебе при пересказе текста. Также я рассуждала, а потом отвечала на вопросы экзаменатора-собеседника по теме «Что влияет на выбор будущей профессии?». Учитель-собеседник помогал мне раскрыть тему полностью».

По мнению Ксении Лазаревой, все задания собеседования посильными для девятиклассников, потому что читать выразительно текст и его пересказывать – это то, чему ребята учились еще в начальных классах, а возможность рассуждать и отвечать на вопросы диалога предоставляется не только на уроках русского языка и литературы.

Учеников поддерживают родители. "Очень волнительное, но нужное мероприятие, способствует формированию устной речи, поддерживает умение общаться со взрослыми. Дети должны правильно и красиво выражать свои мысли, расширять свой словарный запас, - считает мама одной из учениц Екатерина Иванова. - В период подготовки к мероприятию мой ребенок был заинтересован в чтении научно-популярной литературы о деятелях российской культуры и науки. Хорошо организована подготовка в школе, правильно расставлены акценты. Пробное собеседование, проводимое в школе, помогло лучше подготовиться к мероприятию".

Варианты контрольных измерительных материалов для апробации собеседования были разработаны ФИПИ для каждого из часовых поясов. В них включены два варианта текстов: один об исторической личности, другой о ком-то из выдающихся современников.

Как отмечает экзаменатор-собеседник гимназии № 7 Балтийского муниципального района Ирина Мишина, проведение такой формы экзамена очень важно: «Он позволяет ученику продемонстрировать навыки устной речи, умение пересказывать, описывать свои впечатления, четко выражать мысли. Структура экзамена позволяет подготовиться, ответить на вопросы, построить монолог, учитывать временные границы».

По оценке эксперта Инны Барсуковой, учителя русского языка и литературы гимназии № 7 Балтийского муниципального района, данная форма экзамена целесообразна, так как выявляет уровень владения учеником устной речью: «С учетом того, что детей с начальной школы учат пересказу, диалогу, описанию картинок –специальной подготовки к данным видам проверки владения речью не требуется. Вместе с тем, эта форма контроля оказалась новой для учащихся. Поэтому считаю, что учителям знакомить обучающихся с процедурой проведения итогового собеседования необходимо заранее».

Итоги апробации будут проанализированы специалистами ФИПИ и обсуждены с экспертным сообществом. В случае необходимости модель собеседования может быть доработана до его введения в штатный режим.



Возврат к списку