Коррекционное образование

В целях обеспечения условий обучения, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра в соответствии с Законом Калининградской области от 26 декабря 2013 года       № 291 установлен порядок расчета нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, а также установлен коэффициент на оплату труда с начислениями 6,4 и коэффициент 1,5 на расходы на обеспечение материальных затрат по организации учебного процесса и воспроизводству основных фондов.

Приказами Министерства образования Калининградской области от 25 сентября 2014 года № 884/1 и от 03 декабря 2014 года № 1080/1 определены нормативы финансирования и нормативных затрат в расчете на одного обучающегося, включая категорию детей-инвалидов в муниципальных общеобразовательных организациях и образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Калининградской области.

По состоянию на 01 сентября 2015-16 учебного года в общеобразовательных организациях Калининградской области обучается:

- в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (специальные (коррекционные) школы-интернаты) – 716 обучающихся, воспитанников, в том числе 431 ребенок с умственной отсталостью;

- в специальных (коррекционных) классах для детей с ОВЗ, организованных при дневных общеобразовательных учреждениях – 563 человека, в том числе 118 с умственной отсталостью;

- инклюзивно в обычных классах общеобразовательных школ – 702 ребенка с умственной отсталостью.

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра ведется в 22 образовательных организациях, в том числе в 4 специальных (коррекционных) школах-интернатах.

В случаях значительного нарушения интеллекта дети-аутисты проходят реабилитацию в учреждениях, находящихся в ведении Министерства социальной политики: ГБУСО КО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» (далее – Центр), на базе которого созданы условия для качественного процесса реабилитации детей и подростков, имеющих значительное снижение интеллекта и расстройства аутистического спектра. Центр «Особый ребенок» имеет значительный опыт по реабилитации детей-инвалидов с расстройством аутистического спектра. Для каждого ребенка составляется свой реабилитационный маршрут, основанный на индивидуальной программе предоставления социальных услуг, в котором указываются специалисты, которые работают с ребенком, периодичность и время занятий.

Все специалисты Центра обладают достаточным уровнем квалификации, владеют разнообразными методами и технологиями работы с аутистами, используют большое количество приемов и средств. Центр активно сотрудничает с Калининградским областным институтом развития образования, с БФУ им. И.Канта и другими образовательными учреждениями.

В Калининградской области функционирует два детских дома-интерната для умственно отсталых детей, подведомственных Министерству социальной политики, – ГБСУСО КО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Аистенок», ГБСУСО КО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна». В двух учреждениях воспитываются 202 ребенка (21 ребенок дошкольного возраста, 181 ребенок школьного возраста) с глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обучение воспитанников проводится на базе детских домов, 5 воспитанников посещают близлежащую общеобразовательную школу.

Все общеобразовательные организации, осуществляющие обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены учебно-методическими пособиями, приобретено учебное, специальное, коррекционное и компьютерное оборудование, а также программное обеспечение.

В Калининградской области на постоянной основе обеспечены повышение квалификации, подготовка и переподготовка педагогов: учителей-предметников, специалистов (психологи, логопеды, дефектологи), классных руководителей образовательных учреждений, работающих с данной категорией детей, ежегодно через различные курсы, тренинги, семинары проходит более 500 человек.

Повышение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья тесно связано с наличием универсальной безбарьерной инфраструктуры, созданной в общеобразовательных школах по месту жительства ребенка.

Калининградская область с 2011 года участвует в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы».

Доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда увеличилась с 1,0 до 26,0 %. Участниками проекта стала 41 общеобразовательная организация.

В 2014 и 2015 году Калининградская область в качестве пилотного субъекта Российской Федерации осуществляла апробацию федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – апробировался на 4 площадках («Общеобразовательная школа-интернат п. Сосновка», «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» (ул. Спортивная, 11), МБОУ СОШ г. Мамоново, Школа Будущего п. Б. Исаково), в том числе в двух общеобразовательных организациях обучаются дети с аутистическими расстройствами.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – на 2 площадках («Школа-интернат №1», «Калининградская школа-интернат №7 п. Большое Исаково»), в которых обучаются дети с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра.

При этом 4 площадки работали в условиях отдельных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, а 2 – в условиях инклюзивного образования.

Для создания необходимых материально-технических условий  реализации адаптированных общеобразовательных программ в Калининградской области из средств федерального бюджета в течение двух лет была предоставлена субсидия объеме 30,0 млн. рублей, софинансирование со стороны региона составило порядка 19,0 млн. рублей.

Оборудованы специальные кабинеты: развития зрительного восприятия, коррекции речевых нарушений, сенсорного развития, психологической коррекции; приобретены аппаратно-программные комплексы логопедическая программа для не говорящих детей Дельта 2м, 2 класса-комплекта портативных планшетов, работающие в режиме ноутбука и сенсерного планшета, инфракрасный усилитель звука, в актовый зал, для развития организации внеурочной деятельности. Оснащены багетная мастерская, мини – ключная мастерская, мини – типография, в том числе закуплено специальное оборудование для слепых, слабовидящих обучающихся и обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создана тактильная разметка и установлены информационные таблички с дублированием текста шрифтом Брайля; установлены пандусы, поручни, построен лифт и другое оборудование.

Созданная среда позволила расширить возможности психолого – педагогического сопровождения обучающихся, что дало возможность принять в школу и успешно обучать воспитанников с тяжелыми и множественными нарушениями развития со сложной структурой дефекта, с расстройствами аутистического спектра, с умеренной, глубокой и тяжёлой формами умственной отсталости, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

В целях реализации социализирующих программ расширен спектр социального взаимодействия с учреждениями культуры, в том числе путем реализации музейно-педагогических программ по различным направлениям.

Модель социально-профессиональной и трудовой подготовки детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализуемая государственными областными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями Калининградской области включает три основных блока:

- Внутришкольные условия;

- Взаимодействие образовательного учреждения с внешним образовательным и социальным пространством;

- Взаимодействие с родителями (законными представителями).

При реализации модели основной упор при обучении делается на практическое применение полученных навыков на производствах и предприятиях города.

В плане обязательных мероприятий профессиональной ориентации организуются социально-профессиональные (трудовые) пробы и практик для учащихся на базе организаций, предприятий и учреждений профессионального образования по следующим направлениям: младший медицинский персонал (санитарка), мастер садово-паркового ландшафтного строительства и дизайна, мастер отделочных строительных работ, стеклопротирщик, машинист по стирке белья, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, уборщик служебных помещений, дворник.

Одновременно с этим осуществляется взаимодействие с общественными организациями по вопросам  профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников (ВОГ, ВОС, «Аппарель»).

Мероприятия по организации деятельности в рамках развития дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ

           В 2015-16 учебном году в общеобразовательных организациях Калининградской области всего детей-инвалидов 1051 человек, детей с ограниченными возможностями здоровья обучалось 5 413 обучающихся, в том числе:

- в отдельных общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (6 специальных (коррекционных) школ-интернатов) – 716 обучающихся, воспитанников, в том числе 431 ребенок с умственной отсталостью;

- в специальных (коррекционных) классах для детей с ОВЗ, организованных при дневных общеобразовательных организациях – 563 человека, в том числе 118 с умственной отсталостью;

- инклюзивно в обычных классах общеобразовательных школ – 702 ребенка с умственной отсталостью.

В соответствии с Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также и индивидуальной программой реабилитации, при этом в образовательной организации создаются специальные условия для получения образования данной категорией учащихся.

В целях обеспечения условий обучения, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра в соответствии с Законом Калининградской области от 26 декабря 2013 года       № 291 установлен порядок расчета нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, а также установлен коэффициент на оплату труда с начислениями 6,4 и коэффициент 1,5 на расходы на обеспечение материальных затрат по организации учебного процесса и воспроизводству основных фондов.

Для обеспечения информационно – методического и консультативного сопровождение педагогов массовых школ, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья во всех шести отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, созданы и функционируют ресурсные центры.

Калининградская область с 2011 года участвует в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы».

Доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда увеличилась с 1,0 до 27,0 %  по итогам 2015 года. Участниками проекта стала 41 общеобразовательная организация.

В 2014 и 2015 годах Калининградская область в качестве пилотного субъекта Российской Федерации осуществляла апробацию федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – апробировался на 4 площадках («Общеобразовательная школа-интернат п. Сосновка», «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» (ул. Спортивная, 11), МБОУ СОШ г. Мамоново, Школа Будущего п. Б. Исаково), в том числе в двух общеобразовательных организациях обучаются дети с аутистическими расстройствами.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – на 2 площадках («Школа-интернат №1», «Калининградская школа-интернат №7 п. Большое Исаково»), в которых обучаются дети с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра.

При этом 4 площадки работали в условиях отдельных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, а 2 – в условиях инклюзивного образования.

В 2015-2016 учебном году дети с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (457 человек) обучались в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы (школы-интернаты № 1 г. Калининграда, № 5 (г. Багратионовск), № 7 (Б. Исаково), № 8 (г. Нестеров), для слабовидящих и с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ул. Спортивная), а на базе школы-интерната п. Сосновка» с 01 сентября 2015-2016 учебного года дополнительно открыт отдельный класс (6 человек) для детей с расстройствами аутистического спектра.

В общеобразовательных организациях дети с ментальными нарушениями обучаются в различных формах: специальных (коррекционных) классах, интегрированных классах, общеобразовательных классах.

Все общеобразовательные организации, осуществляющие обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены учебно-методическими пособиями, приобретено учебное, специальное, коррекционное и компьютерное оборудование, а также программное обеспечение.

Наиболее успешный опыт педагогической работы с детьми-аутистами имеется в школе № 10 г. Калининграда, в которой в текущем учебном году обучается 15 учащихся данной категории. Каждый ребенок учится по индивидуальному маршруту, а по мере адаптации, постепенно интегрируется на отдельные занятия в классный коллектив, посещает школьные мероприятия. Сопровождение обучения обеспечивают специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог.

В школе имеются отдельные помещения для индивидуальных занятий, занятий с психологом и логопедом, сенсорная комната. Школа будет продолжать обучение детей с расстройством аутического спектра.

Данному образовательному учреждению в 2015 году выделены дополнительные денежные средств на ремонт помещений для создания зала социально-психологической реабилитации и приобретения специализированного оборудования. Комплекс данных мероприятий позволит проводить тренинги, занятия по логоритмике, социально-бытовой ориентации, малые спортивные игры.

ГАУ КО для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (далее - Центр) оказывает комплексную психолого-медико-педагогическую помощь  детям от 0 до 18 лет, имеющим трудности в обучении, общении, поведении, проблемы детско-родительских взаимоотношений, проводит оказание экстренной психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (в соответствии с заключенными договорами и по запросам родителей (законных представителей); обеспечивает консультативную, методическую и информационную поддержку педагогов образовательных учреждений, служб сопровождения, родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

            Основной структурной единицей Центра является центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Калининградской области (ЦПМПК). Специалистами ЦПМПК в течении учебного года осуществлялось комплексное обследование детей и подростков с целью своевременного выявления у них отклонений в развитии и разработке рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания, а также выбора особых условий прохождения государственной итоговой аттестации.

 

В 2015-2016 учебном году обследовано детей:

Категория детей

Количество

Из них детей-инвалидов

Дошкольного возраста

2261

230

Школьного возраста

1874

164

Итого

4135

394

           

            Среди детей дошкольного возраста самую многочисленную группу (65%) составляют дети с речевыми нарушениями.

Среди детей школьного возраста в структуре первичного дефекта преобладает задержка психического развития (40%), на втором месте - дети с нарушением интеллекта (15%).

Отмечается тенденция роста доли детей всех возрастов с тяжелыми комплексными нарушениями.

В целях обеспечения единых требований по сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов Министерством образования Калининградской области разработано и утверждено приказом от 01.04.2016 года № 329/1 «Положение о психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в образовательных организациях Калининградской области».

В соответствии с приказом Министерства образования Калининградской области от 26.02.2016 года № 158/1 «Об организации проведения мониторингового исследования учета рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Калининградской области» на территории региона сотрудниками Центра в 2015-2016 учебном году проведены выездные мониторинговые исследования в образовательных организациях девяти муниципальных образованиях региона, по результатам которых даны рекомендации по устранению всех замечаний в организации сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательных организаций.

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов связано с профессиональной деятельностью широкого круга специалистов, которые помогают ребенку, родителям и педагогам в решении проблем, или предупреждать их возникновение. Именно поэтому Центром уделяется особое внимание повышению профессиональной компетенции педагогов и специалистов образовательных организаций. В связи с внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о специалисты Центра проводят курсы повышения квалификации для работников образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, семинары, круглые столы. Для реализации данного направления привлекаются специалисты из других регионов РФ. С сентября 2015 по май 2016 года курсы повышения квалификации в объеме 72 часов прошли 447 педагогов города Калининграда и области (в июне курсы проходят 57 педагогов).

В 2015 году Калининградский областной институт развития образования реализовал мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов, специалистов в области инклюзивного образования в целях обеспечения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС у/о в образовательных организациях Калининградской области.

Программа повышения квалификации «Особенности организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» составляет 108 учебных часов. Целевые ориентиры программы повышения квалификации педагогических работников направлены на овладение технологией организации и проведения специализированного коррекционного процесса на основе имеющихся программ, в том числе и проектирование адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их образовательных потребностей. В период с октября по декабрь 2015 года прошли обучение по программе повышения квалификации – 60 педагогов и специалистов стажировочных площадок из 3 муниципальных образований (по 20 человек): Гурьевского, Зеленоградского городских округов, а также городского округа «Город Калининград».

За период февраль - апрель 2016 года Калининградским областным институтом развития образования были проведены и внеплановые курсы (на внебюджетной основе) повышения квалификации педагогов и специалистов образовательных организаций с целью их теоретической и практической подготовки к реализации федеральных государственных стандартов для обучающихся с ОВЗ. По представленной программе прошли обучение – 311 человек из 10 муниципальных образований: (Багратионовского, Балтийского  муниципальных районов, Гурьевского, Гусевского, Славского, Советского, Черняховского, Озерского городских округов, городского округа «Город Калининград»).

Для обеспечения комплексного подхода в организации обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в Калининградской области реализуется Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья в Калининградской области на 2015 год (первоочередные меры), который утвержден 29 мая 2015 года Губернатором Калининградской области         Н.Н. Цукановым.

льных условий для получения образования детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья в Калининградской области на 2015 год (первоочередные меры), который утвержден 29 мая 2015 года Губернатором Калининградской области         Н.Н. Цукановым.

РЕЗУЛЬТАТЫ мониторинга психолого-педагогического сопровождения и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья







п/п

Полное наименование

(сокращенное наименование)

Сведения о руководителе

Адрес

Контакты

1

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 1» (ГБУ КО «Школа-интернат № 1»)

Андреева Надежда Юрьевна

236009

г. Калининград, переулок Крылова 4

т/ф. 560055, 

skooll-int1kalin@mail.ru,

http://www.shkola-int1.ru/

2

государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для детей с ограниченными возможностями здоровья "Багратионовская общеобразовательная школа-интернат № 5" (ГБУ ОО "Школа-интернат № 5")

Токарева Татьяна Валерьевна

238420 Калининградская область,

 г. Багратионовск,

ул. Калининградская 20

т. 8(40156) 34035 ф. 8(40156) 33174,internat5@bk.ru
http://internat5.edusite.ru/

3

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 7 п. Большое Исаково» (ГБУ КО «Школа-интернат №7»)

Быстрова Альбина Юрьевна

238311 Калининградская область,

Гурьевский муниципальный район,

п. Большое Исаково,

ул. Октябрьская 5

т/ф. 8 (4012) 514358, bystalbina@rambler.ru

www.gouskoshol7.ucoz.ru

4

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нестеровская школа-интернат № 8» (ГБУ КО школа-интернат № 8)

Смелянская Лидия Николаевна

238010 Калининградская область, г. Нестеров,

ул. Артиллерии 9,

т/ф 8 (40144)21308 
nestinter@mail.ru
www.nestinter.ru

5

Государственное бюджетное образовательное организация Калининградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» (ГБОО «Школа-интернат»)

Каминская Ирина Николаевна

236000 г. Калининград, ул. Спортивная 11

т/ф. 215373

internatsvd@mail.ru ,

www.klg-int.edusite.ru

6

Государственное бюджетное образовательное учреждение Калининградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат п.Сосновка»(ГБОУ С(К)О школа-интернат п.Сосновка)

Макарова Ирина Борисовна

238530 Калининградская область, Зеленоградский район, п. Сосновка,

ул. Школьная 1

т. 8 (40150) 46628

ф. 8(40150) 46658

makarovazel@mail.ru.

 www.internat-sosnovka.ru

 

7

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении и оздоровлении, "Санаторная школа-интернат" (Санаторная школа-интернат)

Шемякина Елена Юрьевна

238402 Калининградская область, Правдинский район, п. Севское, переулок Центральный 1

т/ф. 8(40157) 72317

goou6@mail.ru,

sanatornaa-skola-internat