Дополнительное образование

В Калининградской области деятельность организаций дополнительного образования детей регулируют следующие региональные нормативные правовые акты:

Закон Калининградской области от 01.07.2013 № 241 (ред. от 23.12.2015) «Об образовании в Калининградской области».

Закон Калининградской области от 26.12.2013 № 291 «О порядке расчета нормативов для определения объема субвенций из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 № 1023 (ред. от 15.05.2015) «О государственной программе Калининградской области «Развитие образования».

Постановление Правительства Калининградской области от 04.12.2015 № 677 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Калининградской области, а также признании утратившими силу отдельных пунктов постановления Правительства Калининградской области от 23 декабря 2010 года № 986 и постановления Правительства Калининградской области от 28 декабря 2012 года № 1083».

Постановление Правительства Калининградской области от 24.04.2015 № 238 (ред. от 02.12.2015) «О предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета образовательным организациям на мероприятия, направленные на обеспечение равного доступа населения к качественным услугам образования, по итогам проведения конкурсов».

Постановление Правительства Калининградской области от 19.08.2015 № 482 «О предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета организациям в рамках реализации задачи «Снижение уровня преступности на территории Калининградской области» государственной программы Калининградской области Безопасность».

Постановление Правительства Калининградской области от 23.04.2015 № 226 «О предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета образовательным организациям по итогам проведения конкурсных отборов в рамках подпрограммы «Патриотическое воспитание населения Калининградской области на 2015-2020 годы» государственной программы Калининградской области «Развитие гражданского общества».

Постановление Правительства Калининградской области от 03.04.2015 № 187 «О предоставлении грантов в форме субсидий лучшим педагогическим работникам образовательных организаций дошкольного и дополнительного образования по итогам проведения конкурсного отбора».

В 2015-2016 учебном году система дополнительного образования Калининградской области представлена 120 учреждениями (с учетом сферы культуры и спорта, а также негосударственного сектора).

В разрезе ведомственной принадлежности учреждения распределены следующим образом ( по состоянию на 01.01.2015 г):

Ведомственная принадлежность 2015 ДО

Количество учреждений

Образование

74

Спорт

31

Культура

14

Негосударственные

1

ВСЕГО

120

                                                                                                                                  

Ведомственная принадлежность 2015-1ДО

Центры

Дворцы

Дома

Станции

Школы

ДЮСШ

ДЮСШОР

Спортивно-адаптивные школы

Образование

15

2

11

1

27

17

1

0

Спорт

3

1

-

-

-

11

14

1

Культура

1

-

-

-

14

-

-

-

Негосударственные

1

-

-

-

-

-

-

-

ВСЕГО

20

3

11

1

41

28

15

1

                                                                                                                                             

Наименование показателя

Годы

2012

2013

2014

2015*

Число учреждений дополнительного образования детей

114

117

120

 

Число объединений (секций, кружков)

3614

3434

3635

 

Численность занимающихся

74781

77062

80997

86389

Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет, %

 

60 %

61%

63%

 

66%

Средняя наполняемость секций, кружков

21

22

22

 

*Полная информация по ДО-1 по статистике за 2015 год будет на 25.02.2016г.

Одним из основных показателей повышения эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599, является показатель «Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5–18 лет».

Значение этого показателя в период с 2012 по 2015 год увеличилось с 60,0 до 66,0 %, что позволило вновь привлечь к занятиям по программам дополнительного образования более 11,5 тыс. детей, в том числе более 5,0 тыс. человек в 2015 году.

В соответствии с приказом Министерства образования Калининградской области от 12.12.2014 года № 1121/1 «О формировании информационной инфраструктуры управления организациями дополнительного образования Калининградской области в рамках модернизации государственной информационной системы «Образование» Министерством образования совместно с Калининградским областным институтом развития образования проводится работа по созданию межведомственной системы электронного учета контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей «Автоматизированная информационная система «Дополнительное образование детей».

Целью внедрения информационной системы управления организацией дополнительного образования детей является повышение качества управления региональной системы дополнительного образования и реализация принципов общественно-государственного управления образования.

На уровне образовательных организаций внедрение новых информационных систем управления позволяет:

  1. повысить качество управления образовательной организацией;

  2. повысить функциональность образовательной организации;

  3. проводить комплексный мониторинг обучающихся;

  4. создавать портфолио обучающихся и сотрудников;

  5. осуществлять доступ к информации всех участников образовательного процесса.

На уровне муниципальных органов управлений образованием внедрение новых информационных  систем управления позволят:

  1. осуществлять эффективное управление образовательными организациями за счет автоматизированного сбора статистической информации;

  2. содействовать повышению качества педагогических кадров муниципальной системы образования;

  3. проводить мониторинг образовательных организаций;

  4. использовать единый стандарт работы с электронными документами, учитывающий существующую нормативную базу и обеспечивающий защищенность, управляемость и доступность документов;

  5. значительно сократить время, необходимое для прохождения информации, требующейся для принятия решения;

  6. повысить оперативность и эффективность взаимодействия органа управления образованием - организация образования;

  7. предоставлять возможность участникам образовательного процесса (родителям, педагогам) оперативного поиска необходимой информации (включая выбор образовательной организации, программы и формы обучения и т.д.)

  8. осуществлять интеграцию в региональную образовательную сеть.

На уровне регионального органа управления образованием:

  1. обеспечить требуемое качество управления кадрами в общем образовании;

  2. иметь достоверную оперативную информацию о состоянии дел в региональной системе образования;

  3. повысить оперативность и эффективность взаимодействия министерство – муниципальные органы управления образованием и управление образованием – организации образования;

  4. проводить мониторинг функционирования системы образования региона;

  5. анализировать первичную отчетность образовательных организаций;

  6. обеспечить внедрение новых форм управления региональной системой образования;

  7. ввести единый региональный стандарт работы с электронными документами, учитывающий существующую нормативную базу и обеспечивающий защищенность, управляемость и доступность документов.

Сетевое взаимодействие организаций дополнительного образования детей, общеобразовательных организаций развивается с Калининградской области с момента введения ФГОС начального и основного общего образования. 

В соответствии с Законом об образовании (Статья 15. ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») сетевое взаимодействие реализуется на основе договоров о сотрудничестве между организациями дополнительного образования, общеобразовательными организациями, дошкольными образовательными организациями, организациями профессионального образования, музеями, организациями культуры и спорта.

Формы сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями:

  • совместная организация проектной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы (предметные области «физика», «биология», «география», «МХК», «история», «информатика» и др.);

  • реализация дополнительных общеобразовательных программ художественной, технической, естественнонаучной направленности в рамках внеурочной деятельности;

  • летние профильные смены естественнонаучной, туристско-краеведческой, технической, художественной направленности.

Формы сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными организациями в рамках реализации ФГОС дошкольного образования:

  • реализация дополнительных общеобразовательных программ в сфере технического творчества,

  • образовательная деятельность по предметной области «Окружающий мир» с использованием дополнительных общеобразовательных программ организаций дополнительного образования.

Формы сетевого взаимодействие с организациями профессионального образования:

  • организация профориентационной работы;

  • проведение массовых мероприятий, исследовательских и творческих конкурсов, выставок, соревнований;

  • проектная деятельность в сфере технического творчества и др.

Сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций с Центром развития одарённых детей:

  • реализация дополнительных общеобразовательных программ повышенного уровня (физико-математический профиль);

  • летние профильные смены естественнонаучной (Математическая школа), технической направленности (Робототехника).

Сетевое взаимодействие с промышленными предприятиями:

  • профориентационная работа (экскурсии на производство, выставки, мастер-классы);

  • совместное проведение конкурсов, соревнований, мастер-классов,

  • реализация проекта JuniorSkills и др.

В рамках стажировочной площадки «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся» создана модель сетевого взаимодействия, включающая в себя сеть общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, взаимодействующих в сфере развития научно-технического творчества с министерством образования Калининградской области, Калининградским областным институтом развития образования. Для реализации этой модели заключены договора о сотрудничества между Калининградским областным институтом развития образования и организациями дополнительного образования, являющимися базовыми площадками сфере развития научно-технического творчества.

В рамках данной модели реализуются сетевые формы повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы по дополнительной профессиональной программе «Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС».

Для достижения высоких качественных результатов в сфере научно-технического творчества создаётся Ассоциация организаций – базовых площадок по развитию техносферы деятельности учреждений дополнительного образования.